History

Y. Podrezov – the 1st director of Research Institute of Automation Facilities (NIISA)

OJSC “AGAT – Control Systems” until recently was known in the Republic of Belarus and abroad as Republican Unitary Research Enterprise “Research Institute of Automation Facilities”, the parent enterprise of the AGAT State Research and Production Association, the only research institution in the Republic of Belarus that carries out system research of global objects control and practical implementation of such control systems.

Left to right:

Vladimir Ostreiko (14.11.1937-19.01.2001),
director general of the AGAT SRPA, the director of NIISA from 1986 to 1998.

Yury Podrezov (0.04.1924-31.01.2001),
1st director of NISA from 1969 to 1986.

Nikolay Azamatov (born 22.09.1938),
director general of  the AGAT SRPA,  director of NIISA from 1998 to 2004.


Research Institute of Automation Facilities (NIISA) was founded on the basis of a special construction bureau of Minsk Electromechanical Plant on February 26th, 21969 in order to create automated systems for forces control in respective link front (district) – army (corps) – division (brigade) – regiment – battalion (battery, squadron), followed by an integrated automated system for control of all services and branch of troops at these levels.

For more than 40 years’ period the enterprise has become one of the biggest scientific production centers, known worldwide as one of the leading centers creating automated control systems for various applications. Since its establishment, the company has developed and applied radio-electronics of all levels – from relay and lamps to modern microelectronics facilities. With direct participation of NIISA specialists, four generations of control sources and systems have been developed.

Since this period the company has developed and supplied armed forces with many control systems and complexes:
- “Air-M1” automated control system for air forces formations and units (adopted at the beginning of the 70s),
- “Kochkar” automated control system for anti-aircraft defense forces of tactical formation control center (adopted at the beginning of the 70s),
- “Udar” automated control system for air force striking aviation (adopted at the beginning of the 70s),
- automated command posts for district air forces – “Etalon” system (adopted asset by asset in 80s),
- automated control system for tactical structural unit (division-regiment) (adopted in 1983),
- “Trassa” automated control system for air traffic (entered in service at Simferopol airport in 1985),
- integrated automated control system for air forces and anti-aircraft defense of the Soviet forces in Germany (adopted in 1989),
- field-based automated tactical units control system (regiment, brigade, division) (adopted in 1991),
- automated control system for operational units (corps, army, front),
- automation facilities complexes for command posts and control centers of Far Eastern military district (equipped asset by asset from 1987 till 1989),
- dozens automated command posts and control centers for formations, general military units, missile forces and artillery, intelligence service, electronic warfare, air force and air defense, including all types of Russian aircrafts, world-known Russian surface-to-air missile systems such as S-300 of all modifications, “Tor”, “Tunguska”, “Strela”, “Osa”, “Buk”, short-range attack missiles (SRM) complexes such as “Tochka”, “Smerch” and others.
PORI-P1, PORI-P2, TSORI radar information processing posts and centers have been created and delivered to armed forces.  A number of real time data-transmission equipment has been created and adopted.

NIISA was the first to introduce mobile field computer networks and distributed databases to the army in the USSR. All systems developed at the enterprise were tested and proved during all largest military exercises, held on the territory of our country.
Automated control systems for armed forces, armament, reconnaissance and electronic warfare were developed and manufactured in cooperation with more than 600 enterprises of 29 Ministries and agencies of the USSR, including 30 research institutes of Ministry of Defense under the NIISA direction.
The company has extensive experience in international cooperation in the field of defense technology developing and manufacturing. For many years the enterprise has been the primary coordinator and participant of the INTERASU program, which involved the Warsaw pact countries. Under this program, the unified field forces automated control system (UFAFCS) was developed.

From 1986 till 2010 NIISA UE was the parent enterprise of the AGAT State Research and Production Association – the leading organization of the Republic of Belarus defense sector in developing and manufacturing complex integrated fixed and mobile forces, arms, reconnaissance and electronic warfare control systems  including communication facilities, information display facilities, armored computing machinery, radar means and military gages.
At the beginning of 2011 UE NIISA was reorganized into the open joint-stock company “AGAT – Control Systems”. On October 13, 2011 the Open Joint-Stock Company “AGAT – Control Systems» was renamed into the Open Joint-Stock Company “AGAT – Control Systems – Managing Company of Geoinformation Control Systems Holding» (according to the order of the State Military and Industrial Committee of the Republic of Belarus No. 238 of October 11, 2011.

Nowadays OJSC “AGAT – Control Systems” is a diversified enterprise and one of the leading enterprises, creating automated control systems for general and special purposes, hardware-software complexes and technologies, including communication and data transmission facilities, computing machinery, intsgages, life support and power-supply systems.

Unique design methodology for large integrated control systems has been created on the enterprise and the most modern technologies have been recently developed and applied, treated as “crucial” (“key”) in the West. The key point of the UE NIISA policy in science and technology in designing and manufacture is the large-scale technical re-equipment of the enterprise.

Tens of simulating centers, equipped with advanced computers and applying up-to-date information and communication techniques of both native and foreign developments have been founded, the well- equipped test base is available.
The company successfully maintains broad partnership with the CIS and other foreign countries in developing science technical products and delivering systems, their components and control components. Yet the company has recently introduced series of science-intensive projects for the benefit of the Republic of Belarus’s economy.
These projects include creation of automated control systems for all modes of transport (air traffic, railway, automobile), power engineering facilities, gas supply, cartography, forestry, automation of state administration bodies, and Belarusian society computerization within the frame of the Electronic Belarus state-run program, as well as another tens of projects.

Nowadays the OJSC “AGAT – Control Systems” products are basically science intensive models of systems and complexes, which top priority qualitative features satisfy high reliability, long service life, usability and affordable price.

Left to right:

Vladimir Ostreiko (14.11.1937-19.01.2001),

director general of the AGAT SRPA, the director of NIISA from 1986 to 1998.

Yury Podrezov (0.04.1924-31.01.2001),

1st director of NISA from 1969 to 1986.

Nikolay Azamatov (born 22.09.1938),

director general of the AGAT SRPA, director of NIISA from 1998 to 2004.

История

Подрезов Ю.Д. – первый директор НИИСА

ОАО «АГАТ – системы управления» до недавнего времени было известно в Республике Беларусь и за рубежом как Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие «НИИ средств автоматизации», головное предприятие Государственного научно-производственного объединения “АГАТ, единственное в Республике Беларусь научно-исследовательское учреждение, занимающееся комплексными системными исследованиями вопросов управления глобальными объектами и практической реализацией таких систем управления.

Слева направо:
Острейко Владимир Матвеевич
(14.11.1937-19.01.2001),
генеральный директор ГНПО «Агат»,
директор НИИСА с 1986 по 1998 годы.

Подрезов Юрий Дмитриевич
(20.04.1924-31.01.2001),
первый директор НИИСА с 1969 по 1986 годы.

Азаматов Николай Ильясович
(род.22.09.1938),
генеральный директор ГНПО «Агат», директор НИИСА с 1998 по 2004 годы.

 

Научно-исследовательский институт средств автоматизации (НИИСА) был создан 26 февраля 1969 г. на базе специального конструкторского бюро Минского электромеханического завода для создания автоматизированных систем управления войсками в звене фронт (округ)-армия (корпус) дивизия (бригада) – полк – батальон (дивизион, батарея, эскадрилья), комплексной   интегрированной автоматизированной системы управления всеми видами и родами войск в этих звеньях.

За более чем сорокалетний период предприятие выросло в крупнейший научно-производственный центр, известный во всем мире как один из лидеров по производству автоматизированных систем управления различного назначения. В процессе своего роста предприятие прошло все ступени развития и применения радиоэлектронных средств – от реле и ламп до современных средств микроэлектроники. При непосредственном участии специалистов НИИСА создано четыре поколения средств и систем управления.

За это время были созданы и поставлены в войска многие системы и комплексы управления:

  • автоматизированная система управления соединениями и частями воздушной армии «Воздух-М1» (принята на вооружение в начале 70-х годов);
  • автоматизированная система управления командного пункта тактического соединения войск ПВО страны «Кочкарь» (принята на вооружение в начале 70-х годов);
  • автоматизированная система управления ударной авиацией воздушной армии «Удар» (принята на вооружение в начале 70-х годов);
  • автоматизированные командные пункты ВВС округа – система «Эталон» (принималась пообъектно на вооружение в 80-х годах);
  • автоматизированная система тактического звена управления (дивизия- полк) (принята на вооружение в 1983 г.),
  • автоматизированная система управления воздушным движением «Трасса» (введена в действие в симферопольском авиаузле в 1985 г.);
  • интегрированная АСУ ВВС и ПВО Группы Советских Войск в Германии (принята на вооружение в 1989 г.);
  • полевая автоматизированная система управления тактических звеньев (полк, бригада, дивизия) (принята на вооружение в 1991 г.);
  • автоматизированная система управления оперативных звеньев управления (корпус, армия, фронт);
  • комплексы средств автоматизации командных пунктов и пунктов управления Дальневосточного военного округа (оснащались пообъектно с 1987 по 1989 гг.);
  • десятки автоматизированных командных пунктов и пунктов управления соединений, общевойсковых частей, ракетных войск и артиллерии, разведки, радиоэлектронной борьбы, ВВС и войск ПВО, в том числе всеми видами самолетов российского производства, такими известными в мире зенитно-ракетными комплексами производства РФ, как С-300 всех модификаций, «Тор», «Тунгуска», «Стрела», «Оса», «Бук», комплексами оперативно-тактических ракет (ОТР) типа «Точка», РСЗО «Смерч» и другими.

Были созданы и поставлены в войска посты и центры обработки радиолокационной информации ПОРИ-П1, ПОРИ-П2, ЦОРИ. Создан и принят на вооружение ряд аппаратуры передачи данных реального масштаба времени.

Впервые в СССР в войсках были внедрены мобильные полевые вычислительные сети и распределенные базы данных. Системы, созданные на предприятии, проходили практическую проверку и испытания на всех крупнейших учениях войск, проходящих на территории нашей страны.

Автоматизированные системы управления войсками, оружием, разведкой и РЭБ фронта разрабатывались и изготавливались при головной роли предприятия в кооперации с более чем 600 предприятиями 29 Министерств и ведомств СССР, в том числе, при участии более 30 научно-исследовательских учреждений Министерства обороны.

Предприятие обладает большим опытом международного сотрудничества в разработке и производстве военной техники и долгие годы являлось головным предприятием по координации и выполнению программы “ИНТЕРАСУ” со странами-участницами Варшавского договора. В рамках этой программы создавалась единая полевая автоматизированная система управления войсками (ЕПАСУВ).

С 1986 по 2010 год УП «НИИСА» являлось головной организацией государственного научно-производственного объединения «АГАТ» – ведущей организации оборонного сектора Республики Беларусь по разработке и производству комплексных интегрированных стационарных и мобильных автоматизированных систем управления войсками, оружием, разведкой и радиоэлектронной борьбой, в том числе средств связи, отображения информации, вычислительной техники в защищенном исполнении, средств радиолокации и войсковых контрольно-измерительных приборов.

В начале 2011 года УП «НИИСА» преобразовано в открытое акционерное общество «АГАТ-системы управления», которое затем было переименовано в открытое акционерное общество «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления». Единственным акционером ОАО «АГАТ-системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления» является Республика Беларусь.

Сегодня ОАО “АГАТ – системы управления” – это многопрофильное предприятие, одно из ведущих предприятий страны по созданию автоматизированных систем управления общего и специального назначения, аппаратно-программных комплексов и технических средств, в том числе средств связи и передачи данных, вычислительной техники, контрольно-измерительных приборов, систем жизнеобеспечения и электропитания.

На предприятии создана уникальная методология разработки больших интегрированных систем управления, освоены и применяются новейшие технологии, которые на Западе относят к «критическим» («ключевым»). Сильной стороной научно-технической политики УП «НИИСА» в развитии проектирования и производства является масштабное техническое перевооружение предприятия.

Созданы десятки моделирующих центров, оснащенных самой современной компьютерной техникой с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий как своей, так и зарубежной разработки, имеется хорошо оснащенная испытательная база.

Компания успешно работает на рынке стран ближнего и дальнего зарубежья по созданию научно-технической продукции и поставке систем, их элементов и комплексов управления. Компанией внедрен ряд наукоемких проектов в интересах экономики Республики Беларусь.

К ним относятся создание автоматизированных систем управления всеми видами транспорта (воздушным движением, железнодорожным и автомобильным), объектами энергетики, газового хозяйства, картографии, лесного хозяйства, автоматизация органов госуправления страны и информатизация белорусского общества, выполненные в рамках государственной программы «Электронная Беларусь, а также десятки других направлений.

Продукция ОАО “АГАТ – системы управления” сегодня – это в основном наукоемкие образцы систем и комплексов, первостепенными качественными характеристиками которых является высокая надежность, долговечность, удобство в эксплуатации, а также приемлемая стоимость.